Логин
Пароль
Запомнить меня
Понедельник, 23 октября 2017 г.
  Зарегистрироваться или Войти
Акция назвала «Молодых людей года — 2012»
Тема Политика, общество Экономика, бизнес Реклама, медиа Технологии, наука Образ жизни Entertainment Карьера
О проекте Контакты 50 работодателей мечты Молодые люди года 2011 PDF-версияFacebookLiveJournalАкция.ОбменникRSS
Молодые люди года 2010: Алиса Ганиева
Светлана Аведисьян, 31 декабря 2010
В иллюстрациях применен скрипт из книги Generative Gestaltung (Hartmut Bohnacker)
ganieva
25 лет, писатель, лауреат премий «Дебют» и «Триумф». Окончила Литературный институт им. А.М. Горького, после окончания стала работать в приложении к «Независимой газете» — «НГ-ExLibris». Пишет для «толстых» журналов, таких как «Новый Мир», «Октябрь» и др. Лауреат Горьковской литературной премии в номинации «Несвоевременные мысли»(2008). Координатор Совещания молодых писателей Северного Кавказа в Нальчике (май 2008 года). С 2008 года является членом редколлегии журнала «Литературная учеба». Вместе с критиками Валерией Пустовой и Еленой Погорелой принадлежит к игровой литературно-критической группе «ПоПуГан». В 2009 году получила премию журнала «Октябрь» за литературную критику. Лауреат премии «Дебют» в номинации «Крупная проза» за повесть «Салам тебе, Далгат!» под псевдонимом Гулла Хирачев. В 2010 году Ганиева стала лауреатом молодежной номинации премии «Триумф» за прозу. В ноябре в издательстве «АСТ» вышла ее книга «Салам тебе, Далгат!».

Как пришла идея написать что-то о Дагестане?

Северный Кавказ, откуда я родом, если и освещается в современной литературе, то только извне. Нет взгляда изнутри. Нет, к примеру, современной дагестанской литературы как таковой. В прошлом году, я, наконец, решилась сделать первый шаг и написала небольшую повесть, которую отправила на конкурс независимой премии В«ДебютВ» для авторов до 25 лет. Повесть В«Салам тебе, Далгат!В» была написана под мужским псевдонимом Гулла Хирачев, потому что текст получился очень мужским и главный герой повести — мужчина. К тому же, меня в московских литературных кругах уже знали как критика, что лишало мою прозу беспристрастной оценки. Сюжет прост. Главный герой в поисках неуловимого родственника перемещается по Махачкале и в течение одного дня встречает совершенно разных людей, разных возрастов, из разных слоев общества. Это дает широкий срез современного Дагестана со всем смешением культуры прошлого и бескультурья настоящего, с его обилием контрастов, противоречий, с его плюрализмом позиций и характеров. Причем главный персонаж повести по имени Далгат довольно нейтрален, у него как будто бы нет собственных убеждений, он просто выслушивает встретившихся ему знакомых, сканирует происходящее. Это своеобразная мобильная камера, для которой не существует ни предрассудков, ни клише. И так как в художественном мире В«ДалгатаВ» очень много разных мнений, а собственно авторского нет, то получается полифония, многоголосие и читатель не всегда понимает, где же я, что именно я хочу сказать. Вообще, в представлении среднероссийского обывателя Кавказ — это что-то одноликое, что-то не очень знакомое, чуждое, непонятное и даже враждебное. Возможно, какие-то стереотипы для этого обывателя после прочтения книги разрушатся, какие-то подтвердятся. В первую очередь мне было важно, чтобы повесть прочитали в республике – там, где живут мои персонажи.

Читатели отреагировали по-разному. Повесть получила очень неоднозначные оценки, а в печатном, даже скорее в виртуальном пространстве началась дискуссия. И мне нравится, что есть читательская реакция. Многие пишут, что я вывесила грязное белье, продалась за 30 серебряников, предала родину. Конечно, неприятно, когда такое говорят, но нельзя ведь в самом деле постоянно писать пафосные вещи, воспевать величие царственных гор, красоту орлов, осанку джигитов — это все штампы, они уже не соответствуют реальности. Почти все достижения самобытной дагестанской культуры сейчас переживают кризис, проигрывают западной глобализации с одной стороны и восточной исламизации с другой. И чтобы они не исчезли совсем, нужно просто поставить перед людьми зеркало, показать, как на самом деле все обстоит, чтобы они одумались, стали вести себя иначе.

Что тебе принес 2010 год?

2010 стал годом осознания себя как прозаика, чего не было раньше. Мне, как и всем дебютантам, было непросто решиться на вторую вещь. Всегда есть риск написать хуже или написать совсем иначе, не оправдать ожидания завоеванной аудиторию. Однако я старалась об этом не думать. Вторая вещь, рассказ В«ШайтаныВ» в чем-то является продолжением повести. То же самое можно сказать о рассказе В«Вечер превращается в ночьВ», который можно прочитать на сайте журнала В«СнобВ». Все три вещи смыкаются не только по фактуре, но и по персонажам.

Какие планы на будущий год?

Хочу продолжать писать. У многих были опасения, что Гулла Хирачев закончится на первой повести, что это такой случайный выстрел, случайная удача. Некоторые считают, что довольно сложно писать о Дагестане, живя в Москве. На самом деле наоборот. Я бываю там периодически и каждое изменение, каждое проявление скоростной деградации сразу бросается в глаза. В В«Салам, тебе, Далгат!В» открытый финал, и это сделано сознательно, потому что сразу появляется масса интерпретаций, масса предположений, что там произошло, нарастает тревожность. Такой прием.
Вообще хочется написать какую-то большую вещь, в жанре романа, например. Но я не строю далеко идущих планов. Я вообще не люблю говорить о планах, потому что пишущий человек должен в первую очередь отчитываться перед собой. Ни в коем случае нельзя писать только для того, чтобы кого-то удовлетворить или кому-то понравиться. Если моя В«дагестанскаяВ» тема будет исчерпана, то я оставлю ее в покое.

А что больше всего хочешь донести до читателя?

Хочется, чтобы была какая-то культурная интеграция, и чтобы люди друг друга знали. Наша главная проблема в том, что мы, граждане РФ, друг друга совершенно не знаем. Отсюда, на фоне общей социальной неуверенности, и боязнь чужого, бытовая ксенофобия. Я не показываю лакированного кавказца. Надеюсь, он у меня живой и настоящий. И, самое главное, разный. Хочется, чтобы в связи с вышедшей у меня книгой был повод поговорить о Дагестане в культурно-литературном контексте, а не только в связи с тем черным информационным потоком, который выливается каждый день. Этот поток ведь тоже выборочный, и понятно что не все так ужасно, не все так отвратительно, как это часто представляют и показывают.

Как относишься к событиям на Манежной площади?

Последние события на Манежной площади обнажают огромный нарыв на теле нашего общества. Они говорят о необходимости молодежной политики, хотя я сама не могу точно сформулировать, в чем эта политика должна выражаться. Наверное, должно быть больше мероприятий, больше поводов, чтобы люди разных культур общались друг с другом, виделись друг с другом не на улице, не на площадях с битами в руках, а где-то в зрительных или концертных залах. Чтобы та же лезгинка танцевалась не с дикими криками на улице, а там, где ей место. Маргинальные кавказские молодцы, которые выплясывают лезгинку на улицах, сами, видно, не понимают, что глумятся над этим сакральным танцем, унижают собственные народы. Все дело в том, что на Кавказе буквально за последние несколько десятков лет были сломаны тысячелетние институты этического контроля. Новые поколения выросли без влияния самобытной системы адатов, оно в массе своей невоспитанно. Ну а российское госзаконодательство часто не выполняет своих карательно-защитительных функций. Мы это знаем и по тому эпизоду, который спровоцировал выступления фанатов. Вот и думайте, кто виноват…

Какие проблемы у современной литературы в России?

Во-первых, это полная изолированность, уход в подвал, кружковость, замкнутость, нет выхода к читателю. А без читателя литература превращается в индивидуальную психотерапию или в средство удовлетворения амбиций. Во-вторых нет никакой системы критериев, институт критики почти полностью разрушен, а те работающие критики уже не играют той роли, что раньше. Поэтому очень трудно разобраться, что является хорошей литературой, а что плохой. Все построено на вкусовщине.

Для чего и для кого ты пишешь?

Не хочется говорить банальные вещи. Это один из смыслов моей жизни, без которой останется одна депрессивная пустота.

Хорошая литература — это…

…Литература, читая которую, сразу понимаешь дух времени, понимаешь, когда она написана и для кого. Сейчас ведь выпускается масса романов, которые могли бы быть написаны и 10 лет назад и 20 лет назад. Важно чувствовать время.

Назовешь имена, благодаря которым у нас будет литературное будущее?

Я назову два противоположных имени. Это Роман Сенчин, очень социальный, мало публичный, очень угрюмый прозаик, который пишет реалистические, бытописательские и даже физиологические вещи о современности, о деградации российского общества. Есть обратный ракурс, другая сторона — это любование словом, писание ради писания, процесса ради процесса, избыток по выражению критика Натальи Ивановой В«литературного веществаВ». Это Сергей Самсонов. У него последняя книга вообще написана ритмической прозой, практически на грани стихотворения в строчку.

Кто для тебя является человеком года?

Я в этом году познакомилась с девушкой. Ее тоже зовут Алиса, я нашла в ней очень многое близкое себе. Ее мама абхазка, папа русский. Это очень странное сочетание, потому что обычно бывает наоборот, кавказцы-мужчины часто женятся на русских женщинах. И так я сама вышла замуж за русского, для меня это сочетание было интересным. Она одна из молодых людей, которые, несмотря ни на что продолжают интересоваться чем-то подлинным, не заменяют это суррогатом. Мне кажется, сейчас сложно долго думать о чем-то серьезном дольше пяти минут, поэтому, когда представителями этой формации людей являются люди молодые по возрасту, это всегда удивительно.

Молодые люди года 2010 — http://akzia.ru/news/24-12-2010/2343.html

читайте pdf

Опубликовать

Просмотров 3060
Newsland Забобрить эту страницу!

Похожие материалы:


Оставить комментарий

Комментировать
Ваше имя:

Google YouTube акция арест армия арт Великобритания взрыв видео война выборы выставка Германия Госдума Грузия деньги дети Единая Россия ЖЖ запрет интернет искусство кино Китай книга книги конкурс концерт космос кризис любовь МГУ Медведев медиа милиция митинг молодежь Москва музыка наука Наши образование общество оппозиция политика праздник президент протест Путин работа рейтинг реклама Россия сайт самолет Санкт-Петербург секс скандал смерть СМИ спорт студент студенты суд США ТВ теракт терроризм убийство Украина фестиваль фильм фото Франция футбол школа экология экономика Яблоко
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
RSS

Акция Спецпроекты
Тема Политика, общество Экономика, бизнес Реклама, медиа Технологии, наука Образ жизни Entertainment Карьера
О проекте Контакты 50 работодателей мечты Молодые люди года 2011
Свяжитесь с нашей службой продаж по вопросам рекламы и спонсорства на портале.
Все материалы, опубликованные на портале, охраняются законодательством об авторском праве РФ. По вопросам перепечатки материалов обращайтесь по адресу online@akzia.ru.
© Холдинг «Акция масс-медиа» 2001-2017