Логин
Пароль
Запомнить меня
Понедельник, 27 июня 2016 г.
  Зарегистрироваться или Войти
Акция назвала «Молодых людей года — 2012»
Тема Политика, общество Экономика, бизнес Реклама, медиа Технологии, наука Образ жизни Entertainment Карьера
О проекте Контакты 50 работодателей мечты Молодые люди года 2011 PDF-версияFacebookLiveJournalАкция.ОбменникRSS
FREE!
Карина Назаретян, 27 апреля 2009
Wired
Людям до 25 лет — тем, кто вырос в интернете,— идея бесплатности всего хорошего кажется естественной, говорит главный редактор американского журнала Wired Крис Андерсон. А тут и еще и финансовый кризис подоспел — так что даже консерваторы готовы отказаться от стереотипов по поводу «бесплатного сыра». «Акция» попыталась выяснить, каково будущее у лучшей цены на свете.

Chris AndersonКрис Андерсон — СПРАВКА
Крис Андерсон (Chris Anderson), главный редактор американского журнала Wired (wired.com) о влиянии новых технологий на культуру, экономику и политику. Автор книги о бизнесе В«Длинный хвост. Новая модель ведения бизнесаВ» (переведена на русский язык). Летом этого года планирует выпустить новую книгу — В«Free: The Future of a Radical PriceВ». Ведет блог thelongtail.com.

— О чем будет ваша книга?

— Подзаголовок книги — В«Будущее радикальной ценыВ». И она о том, как экономика может строиться вокруг цены в 0 долларов 0 центов — 0 рублей, если хотите. Идея бесплатности очень стара — знаете, как в маркетинге: В«купи что-то и получи что-то еще бесплатноВ». Но эта идея была изобретена заново в цифровую эпоху — уже не как маркетинговый трюк, а как реальная экономическая модель. Вы действительно можете делать деньги, предоставляя продукты и сервисы бесплатно. А почему вы это можете делать — да потому, что в цифровую эпоху стоимость этих продуктов и услуг настолько близка к нулю, что можно раздавать их бесплатно большинству людей, а деньги брать только с некоторых. Это, собственно, и есть бизнес-модель современного интернета.

— А как насчет других товаров? Ведь их производство стоит каких-то денег?
— Что касается В«осязаемыхВ» продуктов — очевидно, они не могут быть абсолютно бесплатными, но для них используется так называемое В«перекрестное субсидированиеВ» (cross-subsidy): вы используете одну вещь для того, чтобы заплатить за другую. Например, вы бесплатно отдаете бритвенный станок, но продаете лезвия, отдаете сотовый телефон, но продаете минуты разговора. Люди становятся всё более изобретательными в этом смысле. Как некоторые авиакомпании — вы летаете бесплатно или почти бесплатно, но они берут с вас деньги за что-нибудь еще: за багаж, или вы много платите за еду, или вы играете в азартные игры на борту — всякие такие вещи. В большинстве случаев это просто традиционный способ субсидировать что-то, чтобы сделать это бесплатным. В цифровом мире этого делать не нужно. В цифровом мире всё это действительно бесплатно.

— Получается, чтобы жить, всё равно нужно много денег?
— Да… Но смотрите: так как в цифровом мире всё так дешево, с большинства людей не приходится брать деньги. Посмотрите на В«ГуглВ»: В«ГуглВ» не появляется в списке расходов вашей кредитной карты. В«ГуглВ» ни за что не берет с вас денег. И В«ГуглВ» зарабатывает много денег! Как они это делают? Они берут деньги с кого-то другого. Они берут деньги с рекламодателей, чтобы те могли до вас достучаться.
Вот вы работаете в медиабизнесе, я работаю в медиабизнесе, и наши продукты бесплатны для потребителей. У вас газета или журнал?

— Газета.
— Сайт бесплатный?

— Сама газета бесплатная.
— Отлично. Мы с вами прекрасно понимаем, что такое В«бесплатноВ». На рынке есть три стороны: производитель — мы с вами, потребитель — читатель, и третья сторона — рекламодатель, который спонсирует продукт, чтобы продукт стал бесплатным для потребителя. И что вот сделал В«ГуглВ»: он взял бизнес-модель СМИ и применил ее вне сферы СМИ вЂ” к программному обеспечению, сервисам, поиску, почте и т. д.

— А Wired когда-нибудь будет бесплатным?
— Он уже бесплатный — в интернете.

— А сам журнал?
— Ну, мы берем 10 долларов в год. А на самом деле журнал стоит примерно 120 долларов в год — производство и доставка. То есть он почти бесплатный — мы фактически берем только около 7% от того, сколько он реально стоит. Он на 93% бесплатный. Нас поддерживают рекламодатели. Почему мы не делаем его на 100% бесплатным? Просто потому, что если даже ты платишь хотя бы один пенни за наш журнал, мы становимся более желанным объектом для рекламодателей, потому что они понимают, что люди действительно хотят нас читать. Мы просим психологическую цену, а не реальную.

— А экономический кризис как-нибудь повлияет на вашу теорию или он не имеет к этому никакого отношения?
— Это хороший вопрос. Вы знаете, я думаю, что он повлияет в двух отношениях. Во-первых, когда у людей нет денег, В«бесплатноВ» — это прекрасная цена. То есть с точки зрения потребителя бесплатность становится более привлекательной. С точки зрения производителя думать В«Мы не будем брать деньги за продукт, мы сделаем деньги на рекламеВ» будет, я думаю, сложнее. Им придется искать более прямые способы брать деньги с потребителей. Есть такой концепт — freemeum, то есть free + premium,— и это значит, что у вас есть две или больше версий вашего продукта. Одна версия бесплатная, а другая — версия с расширенными возможностями, за которую вы берете деньги. Это как Flickr и Flickr Pro или Yahoo Mail и Yahoo Mail Premium, где вы что-то получаете В«сверх тогоВ». Это часто встречается — в видеоиграх, онлайн-играх, в которые можно бесплатно играть, но если вы хотите, например, сделать более клевый аватар, вы становитесь premium member. И обычно в таких бизнесах 5–10% участников платят, остальные получают это бесплатно, и эти 5–10% спонсируют всех остальных.

— Но значит ли это, что В«бесплатноВ» означает В«более низкого качестваВ»?
— А вы считаете, В«ГуглВ» — это поисковик В«более низкого качестваВ»?

— Нет…
— Нет. Эта корреляция В«более дешевыйВ» — В«более низкого качестваВ», В«как заплатил, так и получилВ» — это пережиток В«бесплатностиВ» ХХ века. А В«бесплатностьВ» XXI века совершенно не обязательно такова. Потому что издержки настолько близки к нулю, что вы можете отдавать продукт самого высокого качества, так же как и более низкого, потому что продукт высшего качества просто ничего теперь не стоит.

— Но стереотип ведь еще существует… Или нет?
— Я думаю, существует… Вообще, вот интересная вещь: если вам больше 25 лет, то, скорее всего, вы думаете обо всём бесплатном по-старому. Что В«бесплатностьВ» — это трюк. Типа В«бесплатный сыр только в мышеловкеВ», В«за всё надо платитьВ» и всё такое. Мне кажется, есть какая-то своего рода психологическая стигма вокруг всего бесплатного для людей старше 25 лет. А кому меньше 25-ти, кто вырос в Сети,— они говорят: В«Ну конечно, всё бесплатно!В» Никакой стигмы в помине нет! Музыка бесплатная, видео бесплатное, контент бесплатный, программное обеспечение бесплатное — они просто понимают цифровую экономику интуитивно.

— Как вы думаете, все газеты и журналы когда-нибудь станут бесплатными?
— Нет.

— Нет?
— Нет… Я думаю, существующая сейчас у нас модель более-менее правильная. То есть когда на сайте всё бесплатно, а печатная версия журнала не бесплатная — это superior product. Больше людей читают наш сайт, чем журнал. А те, кто ценит особенные качества печатного варианта — фотографии, дизайн, длинные статьи, визуальные качества,— они захотят платить за это, потому что это действительно стоит денег. И… сейчас, наверное, одна треть аудитории читает нас на бумаге, а две трети — онлайн… может быть, когда-нибудь будет четверть на бумаге и три четверти онлайн… Ну и хорошо. Мы в любом случае заработаем деньги.

— Я слышала, что в мире становится всё больше и больше бесплатной прессы — потому, я думала, может, платные СМИ вообще исчезнут…
— Ну, никогда не бывает всего на 100%. Нельзя сказать, что телевидение или радио на 100% бесплатные — потому что есть спутниковое радио… Я не думаю, что 100% газет и журналов будут бесплатными. Я думаю, будет больше бесплатных, но платные тоже будут оставаться.

— А как насчет вашей книги? Она тоже будет продаваться для пользователей В«премиум-классаВ», а остальные смогут прочитать ее в Сети?
— Именно так. Цифровая версия книги — аудиокнига, mp3, e-book — будет бесплатной, а в печати — мы еще не знаем, но будет, наверное, книжка в мягкой обложке, которая спонсируется и распространяется спонсором, и еще будет книжка в твердой обложке, superior form, лучшая версия книги, которая будет стоить 24 доллара и 95 центов.

— А ее быстро переведут на другие языки?
— Ой, этим занимается мой агент, я не знаю, ее переводят уже типа на 40 языков — я только не знаю, когда на каком языке она выйдет. Или, может, не на 40… Но на сколько-то на много.

— Как вы думаете, какие новые бесплатные сервисы или что-то еще появятся через 10 лет?
— Мне сложно предсказывать. Но в принципе всё, что может переместиться в компьютер (become software), станет бесплатным. 10 лет назад у нас были агенты бюро путешествий, биржевые маклеры, налоговые бухгалтеры, а теперь для всего этого есть специальные программы, всё это делается на сайтах, и эти сайты бесплатные. Риэлторы там всякие и т. д. То есть всё больше и больше сервисов, которые предоставляют люди, превращаются в программное обеспечение. А когда что-то становится компьютерной программой, это неизбежно становится бесплатным. Или это может быть не на 100% бесплатным — может быть платная версия и бесплатная. В общем, оглядитесь кругом и подумайте — какие услуги, которые сейчас оказывают люди, могли бы стать компьютерными программами — и именно они и станут в ближайшее время бесплатными.

— Вы делали один полностью бесплатный номер Wired… Как он окупился — за счет рекламы?
— Да… Ну, смотрите, есть еще подписчики — они за него уже заплатили. Наш тираж — примерно 750 000. В розницу мы продаем 80 000—90 000. Мы продавали их в розницу, но если вы хотели получить бесплатный номер — можно было просто написать нам письмо, и мы бы прислали бесплатно. Мы где-то 10 000 так разослали.

— Но многие все-таки покупали.
— Да… Ну снова: если что-то бесплатно, оно не обязательно должно быть бесплатно во всех версиях. Если хочешь бесплатно — придется подождать, пока мы тебе пришлем. Если хочешь прямо сейчас — тогда плати.

— А какие-нибудь физические вещи когда-нибудь будут бесплатными?
— Мм… ну, опять же, если взять эту модель В«платишь за что-то еще — а что-то получаешь в подарокВ» — то да, можно бесплатно получить машину сегодня — если на нее наклеить рекламу и стать В«двигающимся билбордомВ». Можно получить бесплатный электрокар и платить за электричество. В общем, если ты подумаешь, как бы добыть такие вещи бесплатно, то ты можешь их добыть.

— Последний вопрос — Wired появится в России?
— М-м-м… Боюсь, что у нас нет таких планов. Мы только что запустились в Италии и ВеликоВ­британии, но дальше разговоров пока нет.



Опубликовать

Просмотров 8182
Newsland Забобрить эту страницу!

Похожие материалы:


Оставить комментарий

Комментарии 8
test
28 апреля 2009 14.42
ДАЕШЬ БЕСПЛАТНЫЙ СЫР!!!
madHOG
28 апреля 2009 14.43
И колбаску тож!
Alex
28 апреля 2009 15.38
кстати, говорят, что доходы от рекламы Wired упали на 60% ((
Маша
30 апреля 2009 11.40
да мир меняется...
больно будет "падать" многим и большим и малым бизнесам немыслящим и непредставляющим себе мир в котором за их продукт ВДРУГ не платят
Светлана
30 апреля 2009 11.47
хороший пример плохого понимания
вчера была в московском "Старбаксе" - там wi-fi платный!!! это же надо до такого додуматься!
не ожидала такого от старбакса (
Димасик
02 мая 2009 12.33
Да - платный Вай-фай - это дурной тон для заведения - я считаю...
Трэшер
04 мая 2009 21.17
Порадовала статья
svetlana
06 мая 2009 14.07
Вот, кстати, в тему, кому интересно:

http://trendwatching.com/trends/generationg/#freelove

FREE LOVE | "The ongoing rise of free, valuable stuff that's available to consumers online and offline, from AirAsia tickets to Wikipedia, and from diapers to music. FREE LOVE thrives on an all-out war for consumers' ever-scarcer attention and the resulting new business models and marketing techniques, but also benefits from the ever-decreasing costs of producing physical goods, the post-scarcity dynamics of the online world (and the related avalanche of free content created by attention-hungry members of GENERATION C), the many C2C marketplaces enabling consumers to swap instead of spend, and an emerging recycling culture. "
Комментировать
Ваше имя:

Google YouTube акция арест армия арт Великобритания взрыв видео война выборы выставка Германия Госдума Грузия деньги дети Единая Россия ЖЖ запрет интернет искусство кино Китай книга книги конкурс концерт космос кризис любовь МГУ Медведев медиа милиция митинг молодежь Москва музыка наука Наши образование общество олимпиада оппозиция политика праздник президент протест Путин рейтинг реклама Россия сайт самолет Санкт-Петербург секс скандал смерть СМИ спорт студент студенты суд США ТВ теракт терроризм убийство Украина фестиваль фильм фото Франция футбол школа экология экономика Яблоко
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
RSS

Акция Спецпроекты
Тема Политика, общество Экономика, бизнес Реклама, медиа Технологии, наука Образ жизни Entertainment Карьера
О проекте Контакты 50 работодателей мечты Молодые люди года 2011
Свяжитесь с нашей службой продаж по вопросам рекламы и спонсорства на портале.
Все материалы, опубликованные на портале, охраняются законодательством об авторском праве РФ. По вопросам перепечатки материалов обращайтесь по адресу online@akzia.ru.
© Холдинг «Акция масс-медиа» 2001-2016